Может ли самозанятый работать с маркетплейсами?
Разрешено ли самозанятым работать с маркетплейсами?
Да, в России многие маркетплейсы успешно сотрудничают с гражданами, которые оформили налог на профессиональную деятельность. Законом это не запрещено. Да и такое сотрудничество выгодно всем сторонам:
- самим самозанятым: поскольку маркетплейсы – это прекрасная возможность найти свою клиентскую базу и продать товары и услуги за сравнительно небольшую комиссию с продажи. Здесь уже реализован удобный интерфейс для работы; есть много клиентов, которые сами вас найдут, если ваши товары им интересны; есть служба доставки, техническая помощь. Вам остается только качественно представить вашу продукцию;
- маркетплейсу: поскольку самозанятые производят зачастую достаточно интересные и уникальные товары, что может положительно сказаться на объёме продаж, а значит, будет выгодно и самому маркетплейсу, поскольку он получает за это комиссию;
- покупателям: поскольку люди любят, когда есть выбор, и когда ассортимент продукции разнообразен как по качеству/исполнению/концепции, так и по цене. На сегодняшний день многие готовы платить больше за интересные авторские товары, поскольку это не ширпотреб, а зачастую достаточно интересные и креативные вещи. Это относится и к услугам. Зачастую люди, которые работают на себя, выполняют работу гораздо лучше тех, кто работает «на дядю».
Какие именно крупные маркетплейсы сотрудничают с самозанятыми?
На данный момент с самозанятыми сотрудничают следующие площадки:
- Wildberries (комиссия 5-15%)
Страница регистрации для самозанятых: https://npd.wb.ru - Ozon (комиссия 4-15%)
Страница регистрации для самозанятых: https://seller.ozon.ru - Яндекс.Маркет (комиссия 1-15%)
Страница регистрации для самозанятых: https://partner.market.yandex.ru - AliExpress Россия (комиссия 5-8%, а бонусом – первые 100 продаж не облагаются комиссионным сбором) Страница регистрации для самозанятых: https://seller.aliexpress.ru
Обратите внимание, что при работе с макретплейсами следует учитывать тот факт, что налог на профессиональную деятельность, который самозанятый платит ежемесячно через приложение «Мой налог», уплачивается с той суммы, которую перевёл покупатель. При этом не учитывается комиссия самого маркетплейса. Закладывайте хорошую маржу, чтобы покрыть эти расходы!
Какие ограничения есть у самозанятых при работе на торговых площадках?
Самозанятые могут работать с некоторыми маркетплейсами, но на такое сотрудничество накладывается ряд ограничений:
- Самозанятый не может перепродавать товары. Он обязан изготавливать их сам, а затем уже продавать. Изготовление может быть частичным, но какая-то часть работы должна быть именно авторской – купил деревянные заготовки шкатулок, но самостоятельно расписал их под хохлому. Это же касается и услуг (сдача жилья в аренду, услуги по ремонту, репетиторство, перевозка грузов и т.п.). Нельзя нанимать персонал!
- Самозанятый не может торговать некоторыми видами товаров, например, полезными ископаемыми, антиквариатом, бытовой техникой, пищевыми продуктами, лекарствами, ювелирными изделиями.
- Самозанятый не должен превысить годовой лимит по своему доходу. Сейчас эта цифра составляет 2,4 миллиона рублей. Иначе придется расторгать договор с маркетплейсом, оформлять ИП или ООО и заключать договор заново.
Почему продвижение товаров под незарегистрированным товарным знаком через маркетплейсы может обернуться негативными последствиями?
Поскольку товарный знак является одним из главных инструментов индивидуализации товаров и услуг, в какой-то момент он может вызвать зависть конкурентов и желание им незаконно воспользоваться. А маркетплейс – это крупная площадка, где вашу деятельность отследить гораздо легче, чем, к примеру, когда вы работаете по сарафанному радио. К тому же на маркетплейсах можно отследить, сколько людей на вас подписано, сколько вы сделали продаж, какая у вас ценовая политика, какие у вас отзывы и насколько лояльно настроен потребитель. Если всё это привлечёт недобросовестного конкурента, то мы можем получить очередную партию контрафакта под вашим знаком, а вы – кучу проблем.
Даже с зарегистрированными знаками это происходит повсеместно:
Поскольку если знак не зарегистрирован, то факт такой подделки в суде будет сложнее доказать. Как следствие, вы теряете часть клиентов, которые начинают покупать подделку у недобросовестного конкурента, вы теряете часть денег, вы можете потерять репутацию, потому что вряд ли этот конкурент будет особенно стараться при производстве товаров под вашим товарным знаком или знаком, похожим на ваш до степени смешения.
Кроме этого, если товарный знак стал популярным, вызывает доверие у потребителей, он становится своего рода активом компании. И на маркетплейсах это опять-таки отлично видно.
Такой актив помогает увеличивать прибыль компании, работая на её имидж, получая всё больше клиентов. Что же не так с самозанятостью? Опять-таки, если вы самозанятый, а товарный знак приносит всё больше прибыли, в какой-то момент вы упрётесь в потолок, потому что не сможете продать франшизу на производство своих товаров или оказание услуг, не сможете продать свой бизнес, стоимость которого стала довольно приличной, не сможете официально и без рисков для себя разрешать кому-то под вашим знаком работать по лицензии, даже если требуется.
Никто не застрахован от действий патентных троллей, которые тоже могут найти ваш маленький, но вполне успешный бизнес, понять, что ваш товарный знак популярен и востребован, просто перехватить и зарегистрировать его на себя. А дальше суды, потеря времени, денег, испорченная репутация, негатив от такого положения дел, когда вы честно работали, производили качественный и полезный продукт, платили все налоги, а остались не у дел просто потому, что у государства нет средств защиты для вас.
Выводы
Поэтому сейчас у самозанятых положение «Витязь на распутье». Будешь знак продвигать – можешь пропасть, а не будешь – тоже можешь пропасть. Ситуация не очень приятная. И ладно, если бизнес действительно крошечный: сидит студентка за компьютером и в свободное от учёбы время пишет за деньги заметки для группы, популяризирующей поэзию Серебряного века. Но когда какая-то деятельность выходит на другой финансовый уровень, когда появляется большое число клиентов и большая ответственность, самозанятых наоборот надо ещё больше поддерживать и помогать им продвигать своё дело. Поэтому принятие закона о возможности регистрации товарных знаков самозанятыми станет отличной мерой поддержки микробизнеса и защитой инициативных в своём деле граждан от нечестных действий со стороны третьих лиц.